Алексей Гаврилович Венецианов - русский живописец, мастер жанровых сцен
из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств,
основатель так называемой «венециановской школы».Прадед художника
Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали из Греции в Россию
в середине восемнадцатого века, где и получили прозвище Венециано, позднее
превратившееся в фамилию Венециановы. Алексей Венецианов родился 7 февраля
1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична - в девичестве
Калашникова, дочь московского купца. Семья Алексей Гаврилович Венецианова
занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов,
а также картины. Начинающий художник Алексей Венецианов учился живописи
сначала самостоятельно, затем у В.Л.Боровиковского. В молодости писал лирические
портреты - матери, А. И. Бибикова, М. А. Фонвизина. С 1807 года служил в Петербурге
чиновником. В 1808 году Алексей Венецианов начал издваать «Журнал карикатур»,
который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы
- «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях»,
«Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают
и вызвало гнев императора Александра I. В 1811 году был признан «Назначенным»,
то есть кандидатом в академики и в том же году Венецианов получил звание академика.
Во время Отечественной войны 1812 года совместно с Иваном Теребеневым создавал
карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами
из дворянской и мещанской жизни. В 1819 года оставил государственную службу
и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия
разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную
школу, в которой прошли обучение свыше семидесяти человек. В их судьбе деятельное
участие принимал В.А.Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе
со своими на академических выставках. В 1829 году получил звание придворного живописца.
Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников - художник
писал Гоголя, Кочубея, Карамзина и других известных людей того времени. На звание
академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора воспитательного
училища академии Головачевского. Алексей Гаврилович Венецианов изобразил его в
окружении трех мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»:
живописи, скульптуры и архитектуры. Однако наибольшую известность Алексею
Гавриловичу Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы»,
«Спящий пастушок», «Захарка» уже около двух столетий привлекают внимание
зрителя своей свежестью и искренностью. В тридцатые годы Алексей Венецианов
обращается к повествовательному жанру, посвященному крестьянскому быту. К их
числу относятся работы: «Проводы рекрута» и «Возвращение солдата». Это
напоминание о том, что событием, которым мир внешний вторгается в довлеющий
себе круговорот трудов и дней земледельческого цикла, этим событием всегда
испокон веков являлась война и заботы, связанные с войной. В сорок втором году
Алексей Венецианов написал «Портрет неизвестного», который сейчас представлен
в Одесском художественном музее. Кисти Венецианова принадлежали также иконы
для собора всех учебных заведений - Смольного собора, для церкви Обуховской
градской больнице. В последний год жизни художник работал над иконами для
церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Венецианов - автор теоретических
статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе»,
«О системе преподавания в рисовальных классах». Алексей Гаврилович Венецианов
погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь
4 декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен на сельском
кладбище деревни Дубровское - позднее переименована в Венецианово -
в Удомельском районе Тверской области.